Неточные совпадения
У наших националистов официальной марки, как старой формации, так и новейшей
западной формации, уж во всяком случае меньше русского мессианского духа, чем у иных сектантов или иных анархистов, людей темных по своему
сознанию, но истинно русских по своей стихии.
В таком направлении русской мысли была та правда, что для русского
сознания основная тема — тема о Востоке и Западе, о том, является ли
западная культура единственной и универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа культуры?
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на новую жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из
сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями
западного социализма.
Я очень ценил и ценю многие мотивы русской религиозной мысли: преодоление судебного понимания христианства, истолкование христианства как религии Богочеловечества, как религии свободы, любви, милосердия и особой человечности, более, чем в
западной мысли выраженное эсхатологическое
сознание, чуждость инфернальной идее предопределения, искание всеобщего спасения, искание Царства Божьего и правды Его.
Но перед лицом
западных христианских течений эпохи я все же чувствовал себя очень «левым», «модернистом», ставящим перед христианским
сознанием новые проблемы, исповедующим христианство как религию свободы и творчества, а не авторитета и традиции.
Теме оправдания культуры принадлежало в русском
сознании большее место, чем в
сознании западном.
В
Западной Европе цивилизация, которая достигла большой высоты, все более закрывает эсхатологическое
сознание.
У русских моральное
сознание очень отличается от морального
сознания западных людей, это
сознание более христианское.
Западная католическая культура с ее томлением и устремлением вверх имеет свою творческую миссию, но на почве восточноправославной мистики легче рождается
сознание апокалипсическое, так как Церковь православная не претендовала быть, подобно католической, уже осуществленным Градом Божьим на земле.
На той же липе, в которой Яков устроил часовню, — Пашка вешал
западни на чижей и синиц. Ему жилось тяжело, он похудел, осунулся. Бегать по двору ему было некогда: он целые дни работал у Перфишки, и только по праздникам, когда сапожник был пьян, товарищи видели его. Пашка спрашивал их о том, что они учат в школе, и завистливо хмурился, слушая их рассказы, полные
сознанием превосходства над ним.
На буржуазии влияние азиатских начал сказалось и сказывается в ее недоверчивом, но лишенном разумной критики, отношении к опыту
Западной Европы, в усвоении восточной косности, которая мешает росту торгово-промышленной инициативы и росту
сознания буржуазией своей политической роли в государстве.
Если
западное, германское хлыстовство зарождается и культивируется в дневном
сознании и потому вообще страждет интеллектуализмом, то русское хлыстовство гнездится в ночном подсознании, его стихия враждебна рассудочности, — чужда интеллектуализма: в нем открывается глубина хаоса, первобездна, издревле ведомая Востоку.
Для народного
сознания большевизм был русской народной революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он
западный, не русский, и он наложил на революционную народную стихию гнет деспотической организации, выражаясь по ученому, он рационализировал иррациональное.
К этому
сознанию придут и русские коммунисты, вопреки своему
западному марксизму.
В русском народе нарушено должное отношение между мужским и женским началом, между духом и душой. И это — источник всех болезней нашего религиозного и национального
сознания. С изумительной силой интуитивного проникновения изображена жуткая стихия русского народа в романе Андрея Белого «Серебряный голубь». Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и
западных начал. В этом сложность и загадочность России.